"Эдвард Бернейс прожил долгую и насыщенную жизнь. Он стал одним из главных основоположников и популяризаторов новой для начала XX века отрасли связей с общественностью. С помощью своих умений и навыков он виртуозно манипулировал людьми: увеличивал продажи промышленных товаров, изменял моду, ломал стереотипы и даже свергал правительства в Латинской Америке. Он оказал огромное влияние на культуру и общество XX века и вошел в список ста самых влиятельных американцев прошлого столетия по версии журнала LIFE, но при этом его имя мало кому известно".
"Метод убеждения
Эдвард Бернейс не был первооткрывателем: большинство использованных им техник применялись задолго до его рождения. Однако именно он одним из первых осознал, что стимулировать изменения в обществе гораздо эффективнее, чем пытаться его информировать и убеждать с помощью обычной рекламы. Также Бернейса по праву можно считать создателем новой профессиональной области: он первым стал преподавать пропаганду и общественные отношения в Нью-Йоркском университете в 1920-х годах. И именно Бернейсу принадлежит название «связи с общественностью» — public relations, или PR. Придумав его, он пытался избежать негативных коннотаций, которыми обросло слово «пропаганда» в годы между Первой и Второй мировыми войнами.
При этом Бернейс не был теоретиком или академическим ученым: все свои навыки он почерпнул из практики.
...
В своей работе Бернейс соединил психологические и социологические теории с приемами корпоративного и политического убеждения. Большое влияние на него оказали идеи психологии толпы Гюстава Лебона, стадного инстинкта Уилфреда Троттера, социальной психологии Уильяма Мак-Дугалла, общественного мнения коллеги по Комитету Крила Уолтера Липпмана, ну и конечно, психоанализ Зигмунда Фрейда. Не менее важную роль в профессиональном становлении Бернейса сыграла работа в Комитете Крила. Так, среди прочего его поразило, насколько успешной была пропаганда, когда в короткие сроки миролюбивые американцы превратились в неистовых антинемецких фанатиков. Позже Бернейс назовет это психологической войной.
Из всего этого теоретического и практического багажа Бернейс вынес главную мысль: убеждать людей надо не разумными доводами, а апеллируя к их чувствам, импульсам, подсознательному, стереотипам. Среднестатистическому человеку сложно мыслить рационально, он предпочитает опираться на реакцию своей группы: религиозной, политической, социальной, рабочей, по интересам и т. д. Стадная природа, стремление к общению делают одиночество ужасным, создают ощущение «отсутствия опоры». Поэтому люди хотят быть причастными к какому-то «общему» мнению, быть на «стороне добра». И, оказавшись в непонятной ситуации, массы в первую очередь смотрят на лидеров. А если тех нет, опираются на устоявшиеся стереотипы. Этим Бернейс постоянно пользовался в работе.
«Если вы можете влиять на лидеров, независимо от того, осознают они это или нет, вы автоматически влияете на группы людей, находящихся под их влиянием», — говорил он.
...
Пропаганда — это хорошо?
Несмотря на то что свою профессиональную область Бернейс обтекаемо называл «связями с общественностью» и «инженерией согласия», гораздо ближе, в том числе ему самому, было понятие пропаганды. Бернейс не считал пропаганду чем-то плохим, пытаясь доказать, что смысл этого слова, изначально означавшего не что иное, как «распространение взглядов», исказило военное время.
Более того, Бернейс считал, что пропаганда — это залог сохранения стабильности капиталистической системы и естественная составляющая демократического общества. Например, благодаря ей, согласно Бернейсу, бизнес может не ждать спроса, а формировать его самостоятельно. А следовательно, двигать экономику, создавать рабочие места и всё в таком духе. Поэтому «отец пиара» предлагал использовать пропаганду во всех сферах: в бизнесе, политике, образовании, социальном обслуживании, науке и искусстве.
«Сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс является важной составляющей демократического общества. Приводит в движение этот невидимый общественный механизм невидимое правительство, которое является истинной правящей силой в нашей стране.
Нами правят, наше сознание программируют, наши вкусы предопределяют, наши идеи нам предлагают — и всё это делают в основном люди, о которых мы никогда и не слыхивали. Таков логичный результат организации нашего демократического общества. Именно такое взаимодействие необходимо для мирного сосуществования людей в эффективно функционирующем обществе», — писал он в своей книге «Пропаганда».
По мнению Бернейса, пропаганда и так пронизывает общество, а значит, нужно не бороться с ней, а пустить ее на благо общества. Условно он разделил пропаганду на «хорошую», «мирную» и «плохую», «военную», «псевдопропаганду». Отличие между ними только в том, что они прославляют и насколько достоверную информацию используют.
Так, Бернейс приводил следующий пример «плохой» пропаганды. Во время Первой мировой войны британская общественность была очень недовольна условиями содержания раненых в эвакуационных госпиталях. Чтобы снизить накал критики, название госпиталей поменяли на более нейтральное — эвакуационные станции. При этом, как подчеркивает Бернейс, никто особо не пытался разобраться в ситуации: сработало — и ладно (звучит знакомо, не правда ли?). Впрочем, сам он не гнушался делать так же: например, предложил назвать Комитет по безработице Чрезвычайным президентским комитетом по занятости.
...
Методы Бернейса далеко не всем пришлись по душе....
серьезные претензии касались взглядов Бернейса, а если конкретнее — его макиавеллистской этики взаимоотношений пропагандистов, их заказчиков и масс. Грубо говоря, по Бернейсу, получалось, что есть стадо, которым власть имущие элиты управляют по своему усмотрению, и это естественный порядок вещей.
Новый массовый человек не похож на идеал Возрождения или Просвещения, и либеральные методы, основанные на разуме и свободе воли, для управления им не подходят. Поэтому демократия в трудах Бернейса фактически сводится к теневой диктатуре узкой группы интеллектуалов — «невидимых правителей», наделенных качествами «природных лидеров».
Такой подход почти сразу стал мишенью для критиков Бернейса. Ведь бесконтрольность пропаганды (даже в высоких целях) может порождать злоупотребления. Да и как отличить пропаганду «во благо» от пропаганды «во зло», в принципе непонятно. Так, Комитет Крила, по мнению Бернейса, смог сформировать у американцев «правильное» отношение к войне. Той самой, на которой в итоге погибло 117 тысяч их соотечественников.
А потом случилась Вторая мировая война со всеми ее ужасами, и «солнечному» взгляду на пропаганду в духе Бернейса пришел конец. За ней окончательно закрепилась связь с авторитарным обществом, и интеллектуалы отдали предпочтение более обтекаемым формулировкам вроде «формирования общественного мнения» и «достижения общественного согласия».
Под давлением критики и сам Бернейс вынужден был скорректировать свои взгляды, заменив «новую пропаганду» на «инженерию согласия». Теперь он принялся отстаивать идею, что всякий гражданин должен обладать свободой убеждать и внушать и что в этом и состоит сущность демократического процесса. Соответствующую поправку Бернейс даже предложил внести в Билль о правах.
Макиавеллистская тональность в его трудах существенно смягчилась, хотя и не исчезла полностью. Так, на место стадного мышления в качестве причины неспособности масс управлять собой пришел недостаток образования (позднее Бернейс будет говорить о низком IQ). Здесь сказывалась его глубокая приверженность к иерархичности общества, которую маэстро связей с общественностью, державший до 13 слуг в доме, сохранил до самой смерти.
Отделаться от критики Бернейсу так и не удалось. В частности, его оппоненты отмечали, что свободой убеждать и внушать могут воспользоваться только элиты (это признавал и сам Бернейс), располагающие обширными ресурсами. А они запросто могут действовать вразрез с интересами общества, пытаясь сохранить свое превосходство.
...
Исключительные возможности пропаганды в первой половине XX века осознал не только Бернейс, но и узкий круг интеллигентов и ведущих бизнесменов. Впоследствии они основали индустрию массмедиа и пиара, научились создавать и внушать потребности. Под их знаменем прошла оставшаяся часть XX века.
В этой компании оказались и идеологи нацизма. Так, один зарубежный корреспондент рассказал Бернейсу, что видел его книгу «Кристаллизация общественного мнения» в библиотеке министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. Геббельс даже похвастался, что полученные из нее знания пригодились ему при организации антиеврейской кампании.
Бернейса это известие шокировало и заставило понять, что его идеи зажили собственной жизнью и что их можно использовать в антиобщественных целях".
https://knife.media/edward-bernays/
---------------------------------------------------------
Ноам Хомский: Согласие без согласия. Прибыль на людях. Производство согласия.
"…Теперь взглянем на доктрины, хитроумно изготовленные ради насаждения современных форм политической демократии. Они с большой точностью изложены в важном учебнике по PR-индустрии, написанном одной из его ведущих фигур, Эдуардом Бернайсом. Он начинает с замечания о том, что «сознательная и разумная манипуляция организованными привычками и мнениями масс является важным элементом демократического общества». Ради выполнения этой основополагающей задачи «разумные меньшинства должны использовать пропаганду непрестанно и систематически», потому что только они «понимают ментальные процессы и социальные модели в массах» и могут «дергать за веревочки, управляющие общественным мнением».
...Пропаганда снабжает руководство механизмом «формирования мнения масс», чтобы «массы применили свою вновь обретенную силу в желательном направлении». Руководство «может муштровать каждый элемент общественного мнения подобно тому, как армия муштрует тела своих солдат». Такой процесс «изготовления согласия» является самой «сутью демократического процесса», — писал Бернайс незадолго до того, как в 1949 году был награжден за свои работы Американской Психологической Ассоциацией
...
Хороший либерал эпохи Нового Курса, Бернайс получил свою квалификацию в Комитете Вудро Вильсона по публичной информации, первом американском агентстве по государственной пропаганде. «Потрясающий успех пропаганды в годы войны открыл глаза разумному меньшинству во всех жизненных сферах на возможности манипуляции общественным мнением», — писал Бернайс в своем PR-учебнике под названием «Пропаганда». Представителям разумного меньшинства, вероятно, было невдомек, что их «потрясающий успех» в немалой степени объяснялся пропагандистскими утками о гуннских зверствах, уготованных им британским Министерством информации, которое тайно определило свою задачу так: «направлять мысли большинства жителей земного шара».
Всё это — хорошая вильсонианская доктрина, известная как «вильсонианский идеализм» в политической теории. Согласно собственным взглядам Вильсона, элита джентльменов с «возвышенными идеалами» необходима для поддержания «стабильности и справедливости». И именно разумное меньшинство «ответственных людей» должно осуществлять контроль над принятием решений — писал Уолтер Липпман, другой ветеран Комитета Вильсона по пропаганде, в своих влиятельных очерках по демократии. Липпман был также наиболее уважаемой фигурой в журналистике США и выдающимся комментатором по социальным вопросам в течение полувека. Он детально разработал теорию, согласно которой разумное меньшинство представляет собой «специализированный класс», ответственный за ориентацию политики и «формирование здравого общественного мнения». Этот класс должен быть избавлен от вмешательства со стороны широкой публики, «невежественных аутсайдеров, сующихся не в свое дело».
https://vk.com/wall-111877082_1340
---------------------------------------------------------------
Статья "Бернейс о пропаганде или как пропаганда внезапно превратилась в паблик рилейшенз"
https://psyfactor.org/lib/propaganda30.htm
----------------------------------------------------------------
Психология манипуляции, влияния и подчинения. Подборка литературы.
1. Доценко Е. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.
2. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации
3. Михалёва О. Л. - Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия.
4. Геген Николя — «Психология манипуляции и подчинения»
5. Э. Аронсон, Э. Пратканис. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление.
6. Санстейн Касс. Иллюзия выбора: Кто принимает решения за нас и почему это не всегда плохо.
7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием
8. Р. Чалдини "Психология влияния" и т.д.
https://vk.com/wall-111877082_1792